Питоны мира. Том 2. Шаровые питоны: 8. Взаимодействие человека и Королевского питона в Африке сегодня.

Категория материалов
Изображение
Питоны мира. Том 2. Шаровые питоны: 8. Взаимодействие человека и Королевского питона в Африке сегодня.

В наши дни на большей части территории Западной Африки местные жители относятся к королевским питонам с большей доброжелательностью, чем к другим видам змей. Это является результатом, по крайней мере отчасти, из-за истории поклонения питонам. Народы Невольничьего берега, Уайда, Дагомея, Йоруба и другие говорили на разных вариантах языка эве, и, вероятно, все они произошли от суданских предков, которые мигрировали в Западную Африку за несколько сотен лет до контакта с европейцами. Эти предки, вероятно, принесли с собой религию поклонения питонам (Hambly, 1931).

После контакта с европейцами языки, диалекты, обычаи и верования всех племен и культур вдоль побережья стали еще более переплетенными в результате работорговли, европейского влияния и завоевания, а также племенных войн. Похоже, что поклонение питону было в разной степени распространено среди всех коренных групп в этой области (Hambly, 1931).

В середине семнадцатого века Дагомея завоевала Уайдах, а затем позже завоевала Попо на западе. В девятнадцатом веке Дагомея обратила свой взор на восток, двигаясь, чтобы завоевать все народы между дельтами Вольты и Нигера. В это время группа народов, говорящих на языке эве, из области йоруба последовала за своим богом-змеем на запад. Некоторые поселились в Того, в то время как основная часть поселилась в районе Афифе в регионе Вольта в Гане (Gorzula et al., 1997; Gorzula, 1998). Эве Ганы сегодня являются потомками этой миграции людей в середине девятнадцатого века.

Этнически Гана сегодня населена множеством небольших групп, говорящих на более чем 50 языках и диалектах. Эве — являются признанным племенным меньшинством, которое живет во многих деревнях по всей Гане, но преимущественно в южной половине страны. Эве также живут в Того, и небольшое их количество встречается в Бенине.

Согласно Горзуле (1998), поклонение питонам продолжается в традиционной области Афифе, городах и деревнях, где доминирует культура и религия эве. Здесь королевские питоны продолжают считаться священными.

Эве верят, что если убить королевского питона, то дождя не будет, пока дух змеи, божество, не будет умилостивлен. Когда шарового питона случайно убивают в традиционной области Афифе, преступник должен подготовить свое тело церемониально, полностью удалив все волосы на теле — сбрив голову, подмышки, анус и гениталии. Затем покупается новый горшок для приготовления пищи, и труп змеи несут в горшке на бритой голове преступника в Афифе. Там проводятся церемониальные ритуалы для очищения преступника и для надлежащего захоронения шарового питона (Gorzula, 1998).

Горзула и другие (1997) сообщал, моменты, когда королевские питоны активны и двигаются, члены племени баррикадируют дороги, останавливая движение и предупреждая водителей не причинять вреда змеям. Если эве сталкивается с убитым королевским питоном, она или он накрывает змею одеждой или большими листьями. Племенной совет Афифе проводит ежегодный фестиваль королевских питонов в конце зимы. Горзула и другие  (1997), было отказано в разрешении на сбор или изучение королевских питонов в традиционной области Афифе.

Из того же опроса Горзула обнаружил, что вера эве в Python regius как божества, хотя и не разделяемая другими этническими группами, часто транслировалась в общие чувства благосклонности и терпимости, которые были направлены не на змей в целом, а только на королевских  питонов. Люди, не являющиеся эве, обычно относились к Python regius как к табу из уважения к своим соседям эве в деревнях вблизи традиционной области Афифе, а также далее в многоэтнических деревнях, где проживало значительное количество эве.

Горзула и другие (1997) также сообщают о второй области в Гане, в которой королевских питонов охраняют и почитают. В Восточном регионе, сосредоточенном вокруг города Сомания, народ Ньяла-Кробо (Nyala-Krobo) традиционно считает королевского питона одним из своих анимистических божеств. Ньяла-Кробо - потомки народа Йоруба в Нигерии, которая практиковала поклонение питону в семнадцатом и восемнадцатом веках. Кажется вероятным, что их современное почитание королевских питонов напрямую происходит от практик их предков. Существует сильное сходство между отношениями, которые поддерживают Эве и Ньяла-Кробо с королевскими питонами.

Сегодня Ньяла-Кробо говорят на диалекте Га-Дангбе (также Га-Адангбе). Древний язык народа Кробо — Дангбе. Кажется интересным, что Дангбе — является змеиным божеством и фетишем королевского питона в религии вуду Бенина и Нигерии, что, возможно, указывает на связь этого современного народа Ганы с древним культом питона в этом регионе.

Как и Эве, Ньяла-Кробо в начале каждого года устраивают ежегодный праздник королевских питонов. Сегодня большинство жителей Ньяла-Кробо являются христианами, однако королевских питонов по-прежнему уважают, и многие молодые люди участвуют в ежегодном фестивале королевских питонов. Горзула (1997) предполагал, что это может быть отчасти потому, что фестиваль королевских питонов, называемый «Dipo», также является обрядом девственности, празднующим переход к женственности.

Согласно традиции Ньяла-Кробо, королевских питонов нельзя убивать, и есть места, в которых людям не разрешается прикасаться к королевским питонам или каким-либо образом приставать к ним. Если королевский питон заползает в дом, это считается благословением и необходимо совершить возлияние, змею осторожно вернуть в кусты, отнеся ее на палке.

Интересно, что в большинстве районов королевский питон не считается желательным источником пищи, хотя местные жители могут считать таких существ, как совы, черепахи и шакалы, мясом диких животных и подходящей едой. Авторам книги удалось выяснить, королевских питонов нигде обычно не едят. Ганцы, с которыми они беседовали, всегда настаивали на том, что другие племена едят королевских питонов, а их племя - нет. Во многих районах Западной Африки сильная вера в магию и вуду, которая до сих пор сохраняется по всей Африке, наряду с сохраняющимися остатками поклонения питонам. Вероятно, это способствовало защите королевских питонов от превращения в обычный столовый продукт - судьба, которая постигла многих других животных, найденных в тех же местах.

В некоторых районах их ареала королевские питоны признаны несъедобными, и большинство людей просто избегают их. В южных районах Того, Ганы и Бенина многие люди собирают королевских питонов и их яйца для продажи перекупщикам, которые регулярно посещают сельскую местность. Экспортеры живых животных так же ищут молодых королевских питонов и их яйца. До недавнего времени взрослые особи не покупались и поэтому обычно не собирались местными жителями. Во многих случаях беременные самки, пойманные промысловыми охотниками, после откладки яиц выпускались на свободу. Гана выделила значительные участки земли, на которых запрещен сбор и охота на королевских питонов.

Во многих районах Западной и Центральной Африки все змеи, включая королевских питонов, убиваются при встрече с людьми (Брогхаммер, 2001). Как и во всем мире многие люди относятся к змеям не различая безвредных и полезных змей от ядовитых. К счастью для этого вида, он недостаточно большой, чтобы представлять интерес для торговцев змеиной кожей. Хотя Хоканссон (1981) упоминает что этот вид, когда-то распространенный в Гамбии, становится редким, поскольку при изготовлении сувениров для туристов используется их кожа. Высушенные трупы королевских питонов могут использоваться в различных религиозных церемониях, в том числе вуду и другом колдовстве, распространенном в сельской местности.

По мотивам книги Ball Pythons : Their History, Natural History, Care and Breeding Book 
© David G. Barker and Tracy M. Barker